Лекция 2. Этика, мораль, духовность

Понятие этики (от греч. ethos — нрав, характер, привычка, обычай) используют в основном для обозначения учения о морали и нравственности. Это слово введено древними греками, и уже в IV веке до н.э. Этика включает в себя знания о морали и нравственности, но поскольку обе они являются составной частью культуры жизни, то этику иногда называют и учением о жизни.

Понятие мораль (от лат. moralis — нравственный) очень близко к понятию этики и часто используется как его синоним. Мораль это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе. Термин мораль часто является синонимом слова нравственность. Однако некоторые авторы подчеркивают, что понятие морали касается объективной, общественной стороны явления, а нравственность — это субъективная, индивидуальная сторона того же явления.

Образно говоря, моральные нормы — это инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческого общества. Это некая система регламентирующая права и обязанности, возможности и ограничения человеческой деятельности. Чем дальше развивается человеческое общество, тем тщательнее и с все большей кропотливостью оно разграничивает правила и нормы. Задача современной правовой системы как можно точнее проложить границу между общественной и частной моралью и не этичным поведением.

Поведение нравственное подразумевает под собой отказ от не этичных поступков, и стремление поступать в соответствии с принятыми общечеловеческими добродетелям.

 

Нравственность                                                                                 

Добродетели:

Смирение,→

Щедрость,→

Кротость,→

 Терпение,  →                                          Духовность ——-→ Бог

Воздержание,→

Милосердие и т.д.→

Если, говоря о нравственности мы подразумеваем некий поступок, или отказ от пагубного действия, то духовность в свою очередь не мыслит свое самовыражение во вне. Духовность есть самовыражение в духе, заключающееся в стремлении к приобщению к Духу Святому. И нравственность есть само вытекающее следствие духовности, но никак не причина. Однако нравственность не столько зависит от духовности. Нравственность бывает бездуховна. Примеры: неверующий в Бога человек, но нравственной жизни. Или наоборот ходит в храм, молится, но поступки неблаговидные. Можно ли определить духовный человек или нет?

Духовность есть некая внутренняя мотивация наших нравственных поступков.

Пример: Щедрость — даю деньги, чтоб обо мне узнали. Воздержание — т.к. обстоятельства жизни заставляют.

Духовность человека определить нельзя. Даже порой мы сами не в состоянии определить, насколько наша жизнь в Церкви совместима с духовностью. Прекрасная притча в евангелии на эту тему о мытаре и фарисее.

И сама Церковь есть общество людей приобщающихся к Духу Божию. К сожаление люди из вне, да и порой многие верующие мыслят Церковь, как некий морально нравственный институт. Но как мы уже говорили нравственность и духовность могут быть не связаны др. с др. Был ли нравственным разбойник на кресте, неделю до этого грабивший и убивавший людей на дорогах и при этом первый попав в рай. Известно ли что о нравственных поступках прп. Марии Египетской? Навряд ли. И естественно, что для христианина планка нравственных отношений между людьми, гораздо выше чем кодекс строителя коммунизма, или моральное Евангелие Толстого или нравственный императив Канта.

Основой христианской нравственности является Бог. Он пологает себя фундаментом этих человеческих отношений, Он же и Судия. Ценности христианской нравственности неизменны, они всегда те же, что и при Христе, что и до Него.

Есть ли смысл говорить об общности духовных ценностей сегодня, если в обществе господствует плюрализм ценностей?

Рассматривается соотношение этих понятий, сходство и различия. Актуализируется идея «Десять заповедей» — основа нравственности человека. Акцент делается на том, что своё идеальное воплощение нравственность находит в Иисусе Христе.

Рассматривается отношение к соблюдению заповедей в современном мире. Может ли современный мир быть назван нравственным.

Цель: осмыслить понятие морали и нравственности с точки зрения христианства.

Вопросы и задания: Как бы вы объяснили своему другу различия между понятиями «мораль» и «нравственность»?

Возможна ли нравственность без Бога?

Ваше мнение: актуальны ли заповеди в настоящее время?

Методические дополнения

При проведении данного занятия целесообразно разделить класс на группы и попросить одну группу дать определение нравственному человеку, а другую группу — моральному. Как правило, в процессе обсуждения, учащиеся приходят к выводу о наличии тонкой грани между нравственностью и моралью, фиксируя, что мораль больше касается внешнего поведения человека, а нравственность — его внутреннего отношения к людям, к себе, к Богу.

Оборудование урока: раздаточный материал: «Десять заповедей».

Литература: «Основы нравственности», Р. Янушкявичюс и О.Янушкявичене. М., 2000.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *