Сельский сход

Понятие «мир» для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяло не просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее – соборное соединение,имеющее характер высшего закона. Крестьяне говорили так: «мир собрался», «мир порешил», «мир выбрал», вкладывая значение высшей духовно-нравственной инстанции – «мир крещенный», «мир христианский».

На сельском сходе, как нигде, ощущалась духовная общность крестьянского мира, начиная с обращения «Православные!» и, заканчивая единогласным принятием приговора,обязательного для исполнения каждого. Это уважительное, если не сказать трепетноеотношение к миру выразил неизвестный крестьянин, мнение которого было обнародовано вброшюре начала ХХ в. «Мирское дело – дело великое, На сходку выходить – надо Богупомолясь, да и стоять на ней как в церкви. Помнить надо, что коли мы соберемся во имя Его, то и он будет среди нас. Старика, старуху успокоить, сирот призреть, вдов определить,спорящих, ссорящихся примирить, и все это дело сходки мирской, и все это – любимые делаБожии. Так есть ли на свете дело важнее сходки?».

Сельские сходы в зимнее время обычно проходили в съезжей избе или «въезжих» домах, которые снимало общество. В летнюю пору мирской сход собирался возле дома старосты или на сельской площади. Сельских сход созывался по мере необходимости, но реже двух раз в год. Весной перед началом полевых работ и поздней осенью для учета казенных и мирских повинностей. По сообщению С.Гришина в с. Волконское Дмитровского уезда Орловской губернии (1898 г.): «На сельские сходы крестьян вызывают по распоряжению старосты: «гони на сходку». Все идут, нисколько не переодевшись, кто в чем был. На сельских сходах участие женщин не допускается, исключение составляет отсутствие хозяина (заработки) тогда могут пригласить хозяйку и то если вопрос касается уплаты податей или отбывания повинностей». Описывая условия жизни жителей деревни Саламакова Обоянского уезда Курской губернии (1899 г.), информатор Рязанов так рисует созыв местного схода: «Созывают сход десятские, сотские по распоряжению старосты. Идя на сход, не надевают лучшей одежды, но все же одеваются почище. Меняют при этом только верхнюю одежду. Женщинам и посторонним лицам не запрещается присутствовать на сходах». В Елецком уезде Орловской губернии (1898 г.) отсутствующих домохозяев-крестьян нередко заменяли их жены. Не встречалось протестов против участия в сходе вдов или девушек, самостоятельно ведущих хозяйство, а также опекунш малолетних. Следует отметить, что сельское население исследуемого региона в вопросе участия женщин в работе сельского схода было более консервативно, чем в районах, где отхожий промысел играл большую роль в хозяйственной жизни села. Негативное отношение к участию женщин в сельском сходе сохранялось в деревне и в первые годы советской власти. «К женщине относятся по-старому. На сход не пускают, а если они приходят, то ругают их матерщиной и смеются над ними».
Решение общественных дел миром – бытовая черта русского народа, и, как явление бытовое, оно с трудом поддавалось правительственной регламентации. Как не кратки относящиеся до сельского схода постановления законодательства, но и эта скромная попытка закона наложить свою печать на свободное творчество народной жизни не всегда могла быть выдержана на практике. Местные обычаи и традиции играли в практике сходов преобладающую роль. Обыкновенно на сход от каждой семьи приходило одно лицо, так что многодушные дворы не пользовались предоставленным им законом правом посылать несколько представителей. Безземельные крестьяне, а также лица, выкупившие свои участки с фактическим выделом из мирской земли, или совсем устранялись от участия в сходах, или пользовались на них правом голоса только по делам, не касающимся землепользования. Крестьяне, находящиеся под следствием или судом за важные преступления, или отданные по судебному решению под надзор общества, по закону лишены права участвовать на сходе, на деле часто на них допускаются наравне с другими.
Участие в сходе крестьяне воспринимали не только как свое право, но и как обязанность. Селяне сознавали, что именно от них зависит решение принципиально важных вопросов жизнедеятельности общины. В тоже время, в тех сельских обществах, где власть на сходе захватили «мироеды» и «горлопаны», крестьяне проявляли пассивность, высказывали разочарование в действенности мирского собрания. Активность общинников зависела также и от вопросов, которые выносились на обсуждение, некоторые из них не вызывали у сельчан энтузиазма.
В Елатомском уезде Тамбовской губернии «крестьяне неохотно являлись на сход, когда на нем предполагается привлечение к отбытию повинностей. Охотно идут, когда узнают, что результатом сходки будет выпивка, или когда не знают, что будет обсуждаться на сходе, предполагая, что будет интересное». «На сельский сход идут неохотно, – писал Н.И. Козлов из Кромского уезда Орловского губернии 7 сентября 1898 г. – порой приходится собирать целый день. Нередко приходят, выпивши, реже пьяные. Зато на волостной сход бегут галопом, зная, что там всегда будет магарыч».
Работой сельского схода руководил староста. Он открывал сходку, выносил вопросы для обсуждения и предлагал решения. Уважением и влиянием на сходе пользовались зажиточные, хозяйственные крестьяне. В деревне ценили тех, кто своим трудом, сметкой, рачительностью достиг жизненного успеха. Прислушивались на сходе и к мнению грамотных, образованных односельчан. «Письменного крестьянина слушают даже старики, и ему нередко принадлежит решающая роль на сходе», – сообщал Фомин, житель с. Овстуга Брянского уезда Орловской губернии. В Курской губернии крестьяне признавали, что на сходе «больше тех слушают, кто дело скажет, кто умнее».
Традиционно велико было на сходах влияние сельских патриархов. В ряде мест они образовывали так называемую малую сходку или суд стариков. Она состояла из 10 – 15 мироедов, так их называли за то, что по окончанию схода им за счет мира ставили угощение. В советской историографии сложилось исключительно негативное мнение о роли мироедов в сельском самоуправлении. Мне представляется, что такая оценка следствие одностороннего подхода. Исследователи, указывая на факты использования мироедами своего положения в корыстных целях, не принимали в расчет их роль в функционировании общинного механизма. А она выражалась в том, что они, будучи людьми пожилыми, являлись носителями деревенских традиций, знатоками правовых обычаев.
А пока следует отметить, что малая сходка созывалась при решении таких дел: неправильный засев  пашни, увоз хлеба, драка. Провинившегося в первый раз наказывали розгами и не доводили дело до сведения высшего начальства. В деревнях Рыльского уезда Курской губернии аналогичные суды рассматривали мелкие преступления, типа краж в поле, лесу. Сельские мироеды были опытными хозяйственниками, и благосостояние их дворов было лишним подтверждением этому. Их практические советы при решении производственных проблем общины давали возможность сходу принять оптимальное решение. При необходимости, они указывали дополнительные источники для уплаты повинностей.
Водка, которую выпивали мироеды за счет мира, являлась магарычом, традиционной формой оплаты труда, в данном случае, благодарности со стороны односельчан. По мере ослабления патриархальных устоев, выхода на сельскую арену нового поколения крестьян, не знавших крепостнических порядков, влияние деревенских патриархов ослабевало. Из Коротоякского уезда Курской губернии информаторы сообщали: «Мнение стариков не имеет решающего значения: говорят, что старик выжил из ума, что его слушать». В ответах на анкету о переменах в порядках на сельских сходах за последние 10 – 20 лет крестьяне сообщали, что «теперь (т.е. в начале ХХ в.) на сходах стали пользоваться влиянием грамотные и знающие люди. Горлопаны почти повывелись. Есть и теперь влиятельные члены схода, но лишь отличающиеся грамотностью и знанием хозяйственных и юридических вопросов». «Дела на сходе решаются с большим порядком и толковее, потому что теперь бывают на сходе многие знающие грамоту и прочитавшие не мало книжек. Вообще народ стал развитее». В отдельных местностях сила инерции оказалась сильнее и там, на сходах, продолжали задавать тон записные «горлодеры». По сообщению корреспондента Этнографического бюро в д. Хотьково Карачаевского уезда Орловской губернии, заметнее всего было влияние на сходе «горлунов» – это старики, любящие в чужой беде искать похмелье. На постороннего жителя, не знакомого с жизнью деревни, сходы производили впечатление случайно собравшейся толпы. Сами же крестьяне отлично разбирались в шуме и сутолоке и не могли себе представить, чтобы обсуждение дела миром происходило иначе. Впервые попавшему на сход казалось, что в этом вселенском гвалте невозможно было просто понять то о чем идет речь, не говоря уже о принятии какого-то решения. Но, к большому удивлению непосвященного в тонкости сельской демократии, шум стихал, и приговор принимался единогласно, как правило, к удовлетворению большинства участников. Обыкновенно решение принималось единогласно, даже по самым сложным вопросам, так как меньшинство примыкало к большинству или уклонялось от участия в голосовании.
Из свидетельств очевидцев следует, что на сходах крестьяне держали себя вольно, если нет начальства, ругались, и непозволительные слова здесь были не редкость. По наблюдению корреспондента из Елатомского уезда Тамбовской губернии: «Обычное галдение на сходе уменьшается, когда на нем присутствует земский начальник или старшина. На волостных сходах, в виде общего правила, крестьяне держат себя значительно лучше». Присутствие на сходе человека из высшей среды, что было нечасто, стесняло крестьян. «Они не высказывали того, что действительно желали. Есть стремление быть солидарным во мнении с этим человеком». Такая видимая сговорчивость не всегда была искренней. Крестьяне предпочитали не высказывать своих истинных мыслей. Сельский сход являлся традиционной формой крестьянского самоуправления. Соборный характер решения повседневных вопросов деревенской жизни позволял наиболее полно учитывать интересы и нужды членов сельской общины. Порядок обсуждения и принятия решений на сходе давал возможность сохранить приоритет коллективного интереса над групповым и индивидуальным. Это не исключало возможностей влияния на решения схода со стороны зажиточной части села, а также представителей власти как местной, так и государственной. Изменение состава сходов отражало перемены, произошедшие в социальной структуре крестьянства. На протяжении изучаемого периода сход значительно «помолодел» в результате процесса семейных разделов. Участие женщин в сельском сходе допускалось только в тех местностях, где был значителен отток мужского населения на сезонные работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *