Священник Георгий Маккавеев

 Не делайте ничего такого,

из-за чего вас могли бы убить

Форрест Гамп

Весь христианский мир знает праведного Иоанна Кронштадтского, но мало кто знает о людях — современниках о. Иоанна, которые служили священниками в Суре. Об одном из них мой очерк. Родился Георгий Михайлович Маккавеев в Архангельской губернии Шенкурского уезда Клоповского прихода в семье дьячка 01 апреля 1864 года. Юноша поступил в Архангельское Духовное Училище, которое не закончил, так как был уволен из третьего класса. В возрасте 23 лет Георгий был определен дьячком в Дениславский приход Онежского уезда. Через год, в феврале 1888 года, он переведен в Афанасьевский приход Шенкурского уезда. Здесь же Георгий повенчался с Аполлинарией Дмитриевной. В июле 1892 года Маккавеев был рукоположен в сан дьякона и назначен в Сурский приход Пинежского уезда, с 1893 года по 1895 год состоял законоучителем церковно-приходской школы. В Суре Георгий Маккавеев и Иоанн Сергиев (далее Кронштадтский) познакомились. Отцу Иоанну понравился энергичный и расторопный дьякон Георгий и поэтому он делает его главным распорядителем строительных работ в Суре по устройству женской обители ( позже монастыря). В масштабах работ можно судить по письму Маккавеева Иоанну Кронштадтскому от 03 августа 1899 года. « …. Также нужно установить мельницу и локомобиль, жду лесопильную раму, она еще в дороге, кирпичеделательную машину будем устанавливать в будущую весну…». В сан священника Георгий Маккавеев был рукоположен 06 августа 1900 года и определен ко храму Святого Апостола и евангелиста И.Богослова, что при Сурской местной общине (далее монастырь). Вот что писали Архангельские епархиальные ведомости за № 17 от 15 сентября 1900 года: — « Архиерейские служения. 06 августа Воскресенье и праздник Преображения Господня. Литургия была совершена Его Преосвеществом в Соломбальском соборе, по случаю храмового праздника, в служении: настоятеля сего собора Захария Колчина, ключеря кафедрального собора протоиерея Никандра Грандилевского, протоиерея Иоанна Иванова и священника Кирилла Терентьева. За литургией был рукоположен диакон Сурского прихода Георгий Маккавеев во священника». С 24 августа 1900 года состоял законоучителем при местной церковно-приходской школе. При посещении с. Суры Иоанном Кронштадтским о. Георгий участвовал в совместных службах в храмах, обсуждении хозяйственных дел монастыря. Из справочного листка священника: награжден в 1904 году набедренником, 1907 году – скуфьею. Поведения очень хорошего /благочестив/ за 1900 год, поведения отличного за 1915 год. Смену государственного строя и гражданскую войну о. Георгий встретил в селе Шотогоры, куда был назначен священником в июле 1911 года. В 1918 году село дважды переходило от белых к красным. В декабре 1918 года Георгий Маккавеев вместе с матушкой покинул Шотогоры и с великим трудом добрался до Архангельска. Они остановились в доме Кыркаловых. На календаре 21 февраля 1920 года. Трехгранные штыки красноармейцев принесли советскую власть в Архангельск. Газета «Известия Временного комитета профессиональных союзов» за № 8 от 23 февраля 1920 года населению города сообщала на первой полосе: «Какой-то субъект в матросской форме ворвался в помещение Сурского монастыря и прострелил монахине руку. Безобразия продолжаются. По улицам шляются пьяные дебоширы. Одного гражданина ограбили на 60 тысяч рублей» (прим. автора – речь идет не о Сурском монастыре, а о подворье в Архангельске). В городе идут спектакли: «Жена на прокат», « Сказка о царе Ахромее» и «Я умер». Городская тюрьма пуста, уголовники разбежались. Введены карточки на продукты питания. В Архангельске холодно, голодно и неспокойно. В конце марта 1920 года в АрхгубЧеКа поступила телеграмма из Карпогор от исполкома Пинежского уезда:- «Арестуйте священника Маккавеева, проспект Троицкий дом 58, дом Кыркалова, материал почтой». На основании этой телеграммы 03 апреля 1920 года был выписан ордер на обыск и арест священника Маккавеева Г.М. Батюшке, за хранение антибольшевистской литературы, комиссией Кедрова было определено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев с отбыванием в Архангельском лагере принудработ, который находился в «Мичиганских бараках» (прим. автора — ныне проспект Ломоносова район стадиона «Труд»). Порядки в лагере были суровые. За любую провинность следовало наказание. Так Маккавеев 21 мая 1920 года был подвергнут голодной норме на трое суток за нерадивость в работе. В защиту Маккавеева Г.М. выступил Пинежский епископ Павел, который направил в ЧК прошение об освобождении священника. С аналогичной просьбой обратились миряне города Архангельска, соответствующее прошение было подписано 121 человеком. Находясь в лагере, батюшка овдовел. Он с нетерпением ожидал окончания срока заключения, но за пять дней до даты освобождения обстоятельства резко изменились. В деле Маккавеева Г.М. появился новый документ.

Характеристика

Гр-н Маккавеев Георгий Михайлович, 56 лет, священник Шотогорского прихода Пинежского уезда, образования среднего, семейное положение вдовый, детей не имеет. Имущественное положение: имеет в приходе дом и сельское хозяйство. Беспартийный. Политические убеждения — монархист. При допросе про политические убеждения отвечал, что как священник не мирюсь с настоящим положением. Под судом и следствием не был. Обвиняется: в контрреволюционных действиях, выразившихся в передаче сведений в письменном виде для белогвардейцев о положении Красного фронта вообще и внутреннее положение Советской власти провокационного характера. Из материалов произведенного следствия усматривается следующее: приблизительно в марте м-це на имя Губчека было получено от Армейского Особого Отдела отношение, в котором просили арестовать священника Маккавеева, указывая, что последний при Власти белых яро агитировал в пользу последних и будучи у себя в волости, где создавался фронт, руководил саперными работами на стороне белых, а также служил пасхальный обряд в честь ухода большевиков. Согласно такого отношения был произведен арест Маккавеева и обыск, при котором обнаружены три прокламации контрреволюционного характера под заглавием: « Борцы за свободу», «Приходи и помоги» и «Что обещали большевики и что они дали народу». Плюс к тому, три брошюры Бурцева: 1. «Проклятье Вам, большевики» /открытое письмо большевикам /, 2. «Кто такие большевики» и 3. «Что такое демократия». Содержание последних можно судить по автору. В виду всего изложенного на Маккавеева было заведено дело и Комиссией Кедрова он был приговорен в лагерь принудработ на шесть месяцев. Как дело попало к Кедрову и почему его постановление, когда дело было в Губчека, никаких документов по этому поводу нет. Дело же было сдано в архив. Гр-н Маккавеев отбывая наказание, работал в Губтопе в канцелярии и срок такого истекал. Приблизительно несколько времени тому назад среди белогвардейского архива была найдена копия доклада священника Маккавеева штабу белогвардейцев о положении Красного фронта. В этом докладе Маккавеев описывает весьма подробно и точно численность красных войск, их вооружение, обмундирование, настроение, расположение, передвижение, место нахождения складов продовольствия и оружия, сколько кавалеристов и численность обоза. Указаны также персонально по фамилии командиры отрядов и вообще ответственные руководители фронта. Благодаря таким точным и уверенным сведениям, несколько приходится задуматься, откуда мог получить подобные сведения батюшка. Не специально ли этим занимался, не имел ли своих шпионов или получил специально для этого исповедывая красноармейцев. К довершению вышеизложенного, большую часть места занимает в докладе и положение тыла красноармейцев, описанное весьма подробно и с большой ревностью искажая факты, как например, выборы исполкома, конфискация у прожиточного класса имущества, называя это диким грабежом, обложение контрибуцией с применением насильственных мер, прибегая якобы к побоям и расстрелам, распределение конфискованного и происходящем при этом воровстве. Настроение населения и какие проценты из них большевиков, как и вступившие добровольно в ряды красных. В общем доклад носит характер обличающий автора, как ярого приверженца власти белых, готового служить таковой всеми фибрами своего тела и души, готового на все меры к уничтожению ненавистных ему большевиков. Допрошенный по этому поводу священник Маккавеев в писании доклада признался, но сказал, что он единственный и написанный при следующих обстоятельствах: будучи, до переворота в Архангельске, у себя в волости, он не был со стороны красных репрессирован за что- либо, а также ничего не было у него конфисковано. При образовании фронта их деревня находилась два раза в руках белых и красных и каждый раз при отступлении белых он убегал с последними, якобы потому, что при первом отступлении красных, кем-то и где-то был найден оставленный список последними, приговоренных к смертной казни 43 человека, в которых фигурировала и его фамилия, ввиду чего он и убегал от красных. Списка же этого он не видел, но только про такое носился слух. При последнем отступлении белых, Маккавеев совсем уезжает в Архангельск. При прописке в отделе пропусков ему один из чиновников предлагает, как прибывшему с фронта, написать доклад о военном положении красных, что им и сделано, а написанное им не одно военное положение, но и внутреннее. Он объясняет тем, что при поручении о писании доклада о фронте красных, он под этим понимал все, а потому и писал положение тыла, как близко стоящего к фронту. Получил же он эти сведения по слухам, среди населения, красноармейцев и возчиков.

Заключение

Принимая во внимание все вышеизложенное и находя предъявленное обвинение гр. Маккавееву вполне доказанным, как самим лично призвавшимся, что он никогда не был большевиком, а поскольку он священник, то не может мириться с существующим положением. А как не могущим мириться с большевизмом, он не может быть пассивным ко всему, а ярым врагом Р.С.Ф.С.Р. и активным противником, что Маккавеев и доказал писанием указанного доклада. Судя по первому, можно думать, что ни один такой доклад писал Маккавеев, хотя в этом обвинении не сознался. Руководствуясь инструкцией В.Ч.К.; распоряжением и разъяснением Советсткого Правительства ПРЕДЛАГАЮ: подвергнуть гр-на Маккавеева высшей мере наказания / расстрел/, как неисправимому врагу Советской власти. Гр-н Маккавеев находится под заключением в исправдоме с 04 ноября с. г. Пом. уполномоченного подпись неразборчива 05.11.1920г. По решению Архангельской Губернской Чрезвычайной Комиссии 05 ноября 1920 года Маккавеев Г.М. приговорен к расстрелу. Приговор над Маккавеевым Георгием Михайловичем приведен в исполнение 11 ноября 1920 года в 5 часов утра. Маккавеев Г.М. реабилитирован посмертно 28 июня 1992 года. До настоящего времени в селе Сура сохранился дом, принадлежавший священнику Георгию Маккавееву, в котором располагается небольшая экспозиция, посвященная праведному Иоанну Кронштадскому. Статья написана на основании архивных документов.

Доклад Маккавеева Г.М., упомянутый в статье, приводится полностью.

Доклад

Имею честь доложить Штабу, как бежавший с линии Красноармейского большевистского неприятельского фронта следующее: оговариваясь при этом, что за положительную численность отряда и их боевых припасов не ручаюсь, но по некоторым сведениям распространенных, большей частью очевидцами на месте, подсчет к правоподобию приблизительный. 1. Около 23 октября прибыло красноармейцев в Карпову гору 27 человек, вполне вооруженных солдат, во главе с Кулаковым, который говорил на сходе, что в Веркале их еще 200 человек, да столько же в пути, да 500 человек придет с Двины, к тому примешались добровольцы с мест. 2. Силы противника: пехота, 2 пушки и Кулаков говорил, что в скором времени прибудут кавалеристы в числе 100 человек. 3. Главное расположение отряда в Веркальском монастыре, там Штаб, склад оружия, продовольствия, — увезенное из Карповой, Американско-Английская мука, вероятно не менее 5000 пудов, мясо приобретают частью покупкою по дешевым ценам и частью конфискацией животных у прожиточных крестьян, рыбу и другие некоторые пищевые припасы забрали в Потребилке Никитинского О-ва. 4. Лошадей у них для верховой езды не менее 50, да часть есть для перевозки обоза: кроме того обязательное дежурство всех местных жителей с лошадями. 5. Главный Командир у них Щенников, его помощник Кулаков, 2 офицера: Смелков и Долгих. 6. Разведка у них конная, 4 человека и до 15. 7. Пополнение они ждали с Двины, и приходя в Карпову гору принимались добровольцы, которых поступило из Шотовой горы до 20 человек, с Покшеньги до 200 человек и из других Кеврольских местностей до 150 человек, да из верхних волостей пришло до 30 человек- всего до 400 человек. 8. Отряд передвигается исключительно на лошадях. 9. Вооружения сначала было только винтовок 125 штук, потом якобы получены с Двины ружья, патроны, пушечные снаряды и отобранное у местных жителей все огнестрельные, охотницкие оружия, порох, дробь, свинец и пистоны. 10. Большинство одеты в солдатскую форму, редко можно видеть одетых в свою одежду. 11. В общем настроение всех солдат воинственное и сознательное для восстановления советской власти и уничтожения прожиточного класса. 12. Крестьяне с начала очень радовались приходу красноармейцев, а потом, когда пошли аресты, грабежи и расстрелы людей, то большинство из них созналось в своем заблуждении и бежало от них. 13. Я хотя никогда не был большевиком и свое настроение не изменял, но пришлось бежать от них при следующих обстоятельствах: У нас стало известно 16 октября около 3 часов дня, что красноармейцы- большевики в числе 250 человек с 2 пушками, на плотах по реке Пинеге и частью пешком и верхом на лошадях, заняли 1-ую деревню от границы Вологодской губернии «Кучкас» Нюхченского пр. Пинежского уезда и потом быстро следовали через Нюхчу, Сульцу, Суру и Явзору в Веркольский монастырь, куда прибыли 23 октября. Расстояние от Карповой Горы до Кучкаса 57 верст, а до Веркалы 50 верст. За время с 16 по 23 октября у нас в приходе было несколько собраний, от сочувствующих большевизму заметно стало настроение повышенное. …. В 5 верстах/ в дом Щепоткина объявив прислуге/ хозяева раньше бежали/, что они делаются хозяевами этого дома; при вступлении в дом поломали царские портреты, вскрыли все ящики, шкапы и комоды с большой руганью хозяев, прислуга очень напугалась, потребовали от нее всю провизию указать и немедленно приготовить чай и обед. В тот же день объявили по всей Никитинской волости собраться всем жителям на другой день, в Карповую Гору, для избрания в Волостной Комитет бедноты членов. Явившись поселяне избрали из среды себя нужное число членов с жалованием от 300 до 500 рублей за месяц. На другой день было собрание в нашем приходе для избрания членов для сельского совета, а затем в другие дни были такие же собрания в соседних приходах. Делом этим руководил Кулаков, называя себя политическим комиссаром в сопровождении вооруженного в 6 чел. конвоя, с открытыми револьверами и ружьями, чем наводил на всех великий страх и все предложения Кулакова проводились безприкословно. Главная квартира отряда находилась в Веркольском монастыре, при отряде во всякое время не менее 50 человек, под главенством Щенникова, который наезжал в Карповую Гору за время с 25 октября по 25 ноября не менее 5 раз, при наездах делая всякия жестокости с арестованными, а арестовывали обыкновенно за одно слово, сказанное на сходе не в пользу большевиков, например: священник Чукменского пр. от. Шангин был арестован якобы за непризнание советской власти, по доносу местных большевиков на целую неделю и Щенников при допросе сам лично отстегал отца Шангина и в камеру сопровождал пинками, что видели наши арестованные крестьяне; потом священник Шангин был освобожден, вскоре после этого свящ. Шангин уплатил пеню в пользу большевиков в 2000 рублей, взяли у него тушу мяса, по нынешним ценам на 1500 рублей и в заключении его закололи, а матушку его жену больно наказали кнутом. …. власть советскую, то стали делать налоги на состоятельных людей от 2000 руб. до 25000 рублей, за неуплату грозя расстрелом и давая срок для взноса денег от 6 часов до 2 дней не более; за неуплату производя расстрел. У нас одного человека расстреляли. На наследников Кыркаловых лесопромышленников, имущих у нас, как место родины прекрасное сельское хозяйство, наложили 50000 рублей, и как хозяева находятся на жительстве в гор. Архангельске, то конфисковали все имущество, состоящее из построек, хозяйственного инвентаря, одежды, увезенной от большого семейства и от большевиков в минувшее лето в деревню и комнатные обстановки. Сначала в продолжении 5-ти дней солдаты наезжали и крали что им нравилось, разломав ящики, шкапы и комоды, а затем по приказу Кулакова и Волостного Комитета все описали и стали с аукциона продавать, а еще до этого в последнюю ночь произошла кража, в открытое окно выбросили из помещения: постели, одеяла и подушки и вероятно лучшую одежду, точное число украденного не установлено, так как хозяева в гор. Архангельске, а управляющий домом от испуга сильно заболел, а местные власти не признали нужным вмешиваться в это дело и так эта покража осталась не обследованной. Распродажа производилась в течении 5-ти дней и за полчаса до открытия торговли и полчаса после торговли каждый день члены аукционного комитета трое, они же и члены Волостного Комитета, наши местные, главные большевики раньше приходили и позднее уходили- унося узлы накраденного; в последний день были уличены в воровстве, вследствии чего на сельский сход были вызваны красноармейцы во главе с Кулаковым в числе 5 человек и по настоянию сельчан все трое были арестованы. Причем Кулаков всячески старался оправдать воров и арестовал их лишь при условии, что завтра в четыре часа вечера в Шотовую гору прибудет судебный трибунал и разберет это дело воровства и свидетели в числе 9 человек, если дело не оправдается, то будут немедленно расстреляны и все Шотогоры придаются военному Суду. Но на другой день прибыл в Шотовую гору Союзнический отряд и Кулакову пока не пришлось провести своих определений в исполнение. Затем в ту же ночь ареста членов аукционного Комитета, один из главных членов комитета и главнейший вор- приезжал ночью домой и с материю выгружал что-то из амбара и это что-то увез неизвестно куда. Произведено много продаж имущества и в других деревнях из нашего прихода- большевиками, при таких же почти условиях. У нас у Кыркаловых пока надворные постройки не были проданы, в видах скорого прибытия Союзнического отряда. Силы противника по числу в последнее время, как говорили, были до 400 человек, не считая местных добровольцев и мобилизованных на силу если верить слухам возвратившихся наших немногих возчиков из Веркольского монастыря- всех туда уехало 35 лошадей из них 2 человека заколото и трое возвратилось, то они говорили, что в Веркальсом монастыре такое множество людей, что можно насчитать их не менее 3000 человек, это кроме возчиков, которые задержаны оставлены на другой стороне реки Пинеги и Монастыря- в деревне. Когда красноармейцы отступали из Карповой горы 26 ноября, у них было мало патронов и пушечных патронов/ пушки считаются в 1 1/2/, а когда 4-го декабря они наступали на Карповую Гору выпустили пушечных снарядов до 150 и ружейная пальба у них была непрерывная в течении 12 часов точно из пулеметов/ а пулеметов у них нет/, то из этого можно заключить, что у них откуда- то прибыли и патроны и снаряды. Если сделать подсчет наших большевиков бежавших в отряд красноармейцев 46 человек, и оставшиеся дома 22 — 68 всего же населения в Шотогорском селении 450 человек мужского пола, то если отнести 65 к 450 то окажется одна седьмая часть у нас жителей с большевистским настроением. Мне пришлось бежать в силу тех обстоятельств, что я до прихода Союзного Отряда, часто бывал в пределах Карповой горы, как священник и часто наезжали красноармейцы в пределах моего прихода, но меня не трогали, но в день прихода к нам Союзного отряда, за несколько минут до этого, было приказано из Карповой немедленно всех лошадей подать в Карповую, а я узнавши о приходе нашего отряда уговорил мужиков ехать в противоположную сторону за обозом Союзников, что вскоре же стало известно красноармейцам и вечером приезжали за мной, спрашивая соседей где поп. Я же предполагал по прежнему оставаться дома не подозревая ничего худого для себя;- но только что до приезда ко мне красноармейцев, добрый и предусмотрительный командир Союзного отряда г. Мозолевский послал за мной и женою лошадь, советуя немедленно ехать к ним, за окопы, понятно я воспользовался этим приятным предложением чем и спасся от верной смерти; а красноармейцы найдя мой дом запертым сломали замок и обшаря как видно весь дом ничего не взяв, — удалились ни с чем. Кроме того после ухода красноармейцев 26 ноября, в Волостном Комитете забыт ими список лиц Шотогорского прихода приговоренных к смерти 43 человека в том же и я, то при отступлении Союзнического отряда из Карповой Горы обратно, мне волею неволею пришлось бежать, как и моим лучшим прихожанам. Подписал: Священник Георгий Маккавеев 23 декабря 1918 года С подлинным верно: помощник Начальника Отделения Генерального Штаба В 2003 году Епархиальная комиссия по канонизации святых при Архангельской епархии рассматривала документы по вопросу о причислении священника Георгия Маккавеева к новомученникам и исповедникам Российских XX века. Вопрос до конца решен не был – толи не хватило воли, толи документов…

Примечание: Дело № П-18104 /архив РУ ФСБ по Архангельской области/; Справочный листок священника Георгия Маккавеева /ГААО Ф.29.Оп.34.Д.240/. Иоанн Кронштадтский, святой праведный.Творения. Письма разных лет 1859-1908 в двух томах /составители Т.И. Орнатская, Ю.В. Балакшина/, М.: Отчий дом, 2011. Газета «Архангельск» № 250 от 06.11.1912г. с.4 «За монастырской стеной». Сборник статей /составитель д.и.н. С.В.Волков/ «Красный террор глазами очевидцев», М.:, Айрис-Пресс, 2010. стр.354-358. С.П. Мельгунов, «Красный террор в России 1918-1923», М.:,Айрис-Пресс, 2006. стр.104-108. За веру Христову, Биографический справочник, /составитель С.В.Суворова/, Арх.:, 2006, стр.307. Газета «Известия Временного комитета профессиональных союзов» № 8, 23 февраля 1920, Архангельск.

Архангельск

Карьялайнен Валерий Григорьевич 09 января 2013г. краевед, член Российского общества историков-архивистов, Член Северного родословного общества

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *