Старообрядчество на Пинежье. Первая Евхаристическая община.

В результате церковной реформы 1653-1667 годов возникло старообрядческое движение. Старообрядцы ратовали за необходимость восстановления древнерусских церковных обрядов, которые претерпели изменения в результате реформы, проводимой патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Церковный собор 1666-1667 годов резко осудил старообрядчество, отлучив староверов от церкви. Собственно говоря, это и был раскол, когда из конфессионально единой Церкви, возникло два само идентичных направления: реформированное и старообрядческое.

Староверы, оказавшиеся вне официальной церковной организации, но идентифицирующие себя, как истинная православная церковь с правильным богослужебным культом и священными текстами, оказались в конце XVII века в тяжелом положении. Староверы составляли церковь, как сообщество верующих, но в этом сообществе не хватало священников, и не было иерархии священнослужителей. В результате сложились две основные концепции организации церковной жизни.

Первая концепция беспоповская, возникшая из обостренных переживаний «конца света» и жестоких гонений со стороны церковных и государственных властей. Староверы беспоповцы пришли к заключению, что настали, описанные в Апокалипсисе последние времена, которые характеризуются гонениями на христиан и на церковь, воцарением антихриста и последующим Светопреставлением. При этих условиях староверы отказались от церковных таинств совершаемых священником, в частности литургии, которую заменили «духовным причастием».

Вторая концепция принадлежала староверам-поповцам. В этой концепции «воцарение антихриста» не признавалось, а официальная церковь не была еретической, а скорее неполной (с заблуждениями в обрядовой части). В основе религиозного уклада  лежало сохранение дореформенного церковного культа во всей его полноте.

Старообрядчество появляется на Пинеге в XVII веке среди местных жителей, усомнившихся в правильности церковной реформы. К концу этого столетия, беспоповцы окончательно сформировали свой культ и вероучение, кроме того на Русском Севере, возник крупный религиозный центр беспоповцев – старообрядческий монастырь на Выгоозере. Беспоповское учение быстро распространялось по Поморью.

В течение жизни староверу приходилось то скрывать своё старообрядческое исповедание и переходить в православную церковь, то истово соблюдать беспоповский культ и даже уходить в скит, ради паломничества или пострига. К примеру, в 1843 году молодой старовер Лука Бурачкин перешёл в синодальное исповедание, чтобы венчаться в церкви, а после вернулся к беспоповскому культу, после выяснения его обязали специальной подпиской, обязывающей держаться православного исповедания[1].

Староверы преклонного возраста проявляли значительное упорство в вере, например, в 1848 году лавельские старообрядцы филипповского толка Корнило (57 лет) и Марья Родионовы (50 лет) не поддались увещеванию ни приходского священника, ни духовного правления, ни консистории.

Мерой массового воздействия на староверов стало увещевание, которое возложили на местных приходских священников: «…уклонившихся из Православия в раскол поручить на основании правил Высочайше утверждённых, назиданию и вразумлению местных священников приходов: Покшеньгского, Кевроло-Троицкого, Шардонемского, Лавельского, Веркольского и Сурского, а в случаи безуспешности, чтобы доносили его преосвященству дважды в год»[2].

Однако увещевания оказались безрезультатны, о чём свидетельствуют рапорты священников соответствующих приходов. К примеру, в Сурском приходе, на священника приходилось 120 выявленных, для увещевания, староверов. Из рапорта следует:          «… раскольники остались упорными в своём заблуждении и ни один из них в православие не обратился. Судя по грубому упорству раскольников, оказывается невозможным для притча их обращение, без содействия высшего епархиального и гражданского начальства. В настоящее время не ходят на увещания ни один раскольник, отзываясь своими домашними недосугами»[3].

Когда все священники рапортовали о провале работы со староверами, из Архангельска приехал инспектор духовной семинарии Домант и указал на типичные ошибки священников в споре со старообрядцами: «Священник читал отрывки из борцов с расколом, не дожидаясь ответа и какого-либо мнения. Переходил к другому вопросу – священник не старался даже соображениями выйти из затруднительного положения, в которое поставили его раскольники, требуя от него показать в старых книгах, которых у него не было.

Таким образом, очевидно, что все попытки убедить староверов изменить форму богопочитания наталкивались на внутреннюю, привитую с детства убежденность старообрядцев в принципиальной правильности беспоповского культа.

Во второй половине XIX века, старообрядчество не испытывало серьёзных гонений со стороны власти. Синодальная церковь по отношению к староверам и сектантам приняла меры: появилась целая церковная прикладная наука – расколоведение, целью которой было исследовать старообрядческое и сектантское движение,

 Для изучения взаимоотношений церковной власти и пинежских староверов, может быть полезно рассмотреть случай, произошедший в Лавельском приходе Ярушевской волости. Связан с приездом в Ярушевскую волость епархиального миссионера Стефана Чуракова.

В 1894 году, в Лавельском приходе Ярушевской волости староверы обратились к священнику православной церкви для того, чтобы он крестил младенца. Миссионер вступил в принципиальный спор с отцом младенца, требуя от него письменного ручательства в том, что крещённого в синодальной церкви младенца не перекрестят по беспоповскому обычаю. Это вызвало возмущение у старовера, он «всех в Лавеле лжеучителей оббежал, Власова, Волкова и Шубина, которые, в просьбе нашей, велели снизойти и в требовании расписаться»[4]. Миссионера оскорбило пренебрежительное отношение староверов к церковным таинствам, старовера возмутил невиданное требование о ручательствах о вере, только советы авторитетных старообрядцев, предложивших пойти навстречу миссионеру, разрешили конфликт.

Подобный же конфликт случился в тот же день священника и миссионера с венчающимися и их родственниками-староверами. Миссионер опять потребовал подписку о православной вере. Снова возникло возмущение собравшихся староверов, но священники были достаточно упорными и староверы сдались, дав ручательство исполнять церковные предписания.

Миссионер Чураков отметил, в своей записке епископу о причинах стабильности старообрядчества, слабые стороны православных священнослужителей: «Раскол в России не чрез одних расколоучителей распространяется, но чрез священников тех приходов, не бдительно стоящих на своем поприще»[5].

Итак, в XIX веке, несмотря на меры, предпринимаемые государственными и церковными ведомствами, старообрядчество не утратило своих позиции, а наоборот целенаправленные государственные гонения укрепили эсхатологические настроения староверов-беспоповцев. (Эсхатология — учение о конечных судьбах людей и конце материального мира)

Ключевым событием для старообрядческого движения, стал манифест 17 октября 1905 года. Он объявлял веротерпимость, узаконил возможность перехода из православия в другие христианские исповедания[6]. Появилась возможность самоорганизации и легализации религиозных общин, в том числе и старообрядцев.

Для Пинежья, в тех приходах, где было достаточное количество староверов, теперь стала возможна легализация старообрядческих общин. В 1909-1912 годах на Пинежье появилось две старообрядческие общины, в Ярушевской волости (Лавела, Наволок, Каскомень, Явзора) и в Сурско-Сергиевской  волости.

 Следуя этой возможности, лавельские староверы-беспоповцы и староверы всей Ярушевской волости 31 августа 1909 года образовали общину филипповского (беспоповского) толка, в общине состояло 650 старообрядцев, за основу был взят традиционный беспоповский богослужебный культ.

Имелось предложение о превращении Лавельского прихода в единоверческий, под окормлением священников поставленных в православной Церкви. Однако, взаимоотношения между религиозными движениями были таковыми, что Единоверие, в среде староверов-беспоповцев, считалось частью «еретической церкви».

Попытка протоиерея Ильи Легатова, превратить Лавельский приход в единоверческий, привела к тому, что лавельский приходской священник, в среде староверов, оказался в тяжёлом моральном и материальном положении: «…яко овца среди волков, смотрят как на слугу антихристова, … терплю поношение и оскорбления»[7].

Таким образом старания ни местных священников, ни приезжих миссионеров, не привели к результату. Дух русского протестантизма прочно осел в среде лавельских старообрядцев беспоповцев. Лишая себя, своих детей участия в Таинствах, а наипаче в Таинстве Причастия, они лишили себя истинного Богообщения, а значит и смысла своего существования, тем самым вычеркнув себя из истории.

Вторая Пинежская старообрядческая община возникла в Сурско-Сергиевской волости. Её появление связано с кризисом беспоповской концепции среди местных староверов. Одной из причин появлений этого кризиса –  стал успех бесед, которые много лет проводил с сурскими староверами св.пр. Иоанн Кронштадтский. Главная мысль, которую отец Иоанн пытался донести до беспоповцев, что ничего не может заменить церковной евхаристии, т.е. Таинства Причастия.

Быть в Церкви, значит быть со Христом, Который открывается нам в Таинстве Евхаристии. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54). В этих словах Христа заключается тайна богообщения, открытая для каждого члена Церкви. И наша встреча со Спасителем — не эпизодическое свидание, а постоянная напряженная жизнь наполненная всегдашним устремлением, всегдашним желанием утверждать себя в Боге, соединяться с Ним.

«Как величайшую награду – пишет отец Иоанн Кронштадтский – Господь обещает причастникам Тела и Крови Своей теснейшее взаимное единение сообщающегося с Сообщаемым : во Мне пребывает и Аз в нем…(Ин.6,56). Если Господь всего Себя мне дал, то чего же мне еще желать?»

Таинство Евхаристии как таинство Христа, пребывающего с человеком, уникально, больше ничего подобного в мире нет! Христос с людьми — не как память, не как идея, а как реально Присутствующий! Для православных христиан Таинство Причастия не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной Вечери, но сама Тайная Вечеря, возобновляемая Христом за каждой Божественной Литургией и непрерывно продолжающаяся в Церкви, с той пасхальной ночи, когда Христос возлежал за столом со Своими учениками. Евхаристия объединяет вокруг алтаря членов Церкви, мотивирует и определяет христианскую нравственность.

Благодаря трудам святого пастыря, вскоре после его праведной кончины 28 апреля 1912 года зарегистрировали первую старообрядческую общину на Пинежье, основой которой стало евхаристическое общение.

Поскольку староверы, принявшие священнослужителей, проживали в основном в деревне Ивано-Чернышевской (ныне д. Городецк Пинежского района), то община стала называться Ивано-Чернышевская, в качестве небесного покровителя был обозначен св. Георгий Победоносец.

17 сентября 1912 года местный грамотный старообрядец Иван Васильевич Волков из деревни Осаново Сурско-Сергиевской волости был рукоположен в старообрядческие священники епископом РПСЦ Ипатием[8], через год общине разрешили строить старообрядческий храм в честь св. Георгия в деревне Остров. Была утверждена печать общины с изображением святого и надписью «Иваново-Чернышевская старообрядческая община»[9].

Поскольку постройка храма могла затянуться, а совершение богослужений было необходимо, староверы решили перестроить часовню св. Георгия Победоносца, которая прежде являлась местом отправления культа у беспоповцев. С этой целью была предпринята перестройка часовни в церковь.

Так в начале ХХ века на Пинежье возникли две старообрядческие общины, одна беспоповская, другая община – старообрядческой церкви, ядром, которой стала литургическая жизнь.

В завершении доклада хочу обратиться к тем верующим, которые, по своим причинам, находятся вне литургической жизни Церкви. Не обманывайтесь: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Когда то «добрый пастырь» призвал наших предков живших здесь к истинней вере, а именно не лишать себя богообщения, не лишать себя участия в Таинстве Причастия. Сегодня этот призыв, вековой давности, звучит сверх актуально и в наши дни.

«Он отдал в наше распоряжение Свои Пречистое Тело и Пречистую Кровь, а в Них всего Себя так, что мы, когда желаем, можем быть причастниками Его Божественного естества, Его Силы, Его Света, Его Святыни, Его Премудрости, Его Любви…» св. пр. Иоанн Кронштадтский.

священник Алексей Кривицкий


[1] ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т.2. Д. 1528.

[2] ГААО. Ф. 29. Оп. 1. Т.2. Д. 1677. Л. 23.

[3] Там же. Л. 28.

[4] ГААО. Ф. 487. Оп. 1. Д. 1. Л. 34.

[5] ГААО. Ф. 487. Оп. 1. Д. 1. Л. 29. Об.

[6] Федоров В.А. Русская православная церковь и государство. Синодальный период (1700-1917). М., 2003. С. 254.

[7] ГААО. Ф. 487. Оп. 1. Д. 41. Л. 7.

[8] Там же. Л. 31.

[9] Там же. Л. 37.

Ответ на “Старообрядчество на Пинежье. Первая Евхаристическая община.

  1. Прочитала о. Алексий ваш серьёзный, научный доклад на историческую тему. У меня, как у простого читателя сразу возникли ассоциативные связи.

    «Как посравнить, да посмотреть
    Век нынешний и век минувший:
    Свежо предание, а верится с трудом.»
    (Из комедии «Горе от ума» (1824) А. С. Грибоедова (1795—1829). Слова Чацкого (действ. 2, явл. 2):

    А на злобу сегодняшнего дня—-
    Видится мне одна опасность, огради Пресвятая Богородица, что в деле поставленной задачи воцерквления и выхода священничества «за ограду церкви » в паству, в народ, как бы не случился такой казус как в сказке про всем известный колобок. Беспокойство есть, чтоб не потерялась обратная дорога священника в храм Божий, чтоб не заблудился он за «оградой храма» среди толпы мирян, Поэтому, чтобы силы бесовские не одолевали священников в их противоборстве бездуховности, христианской неграмотности, чтобы они были живы и хранимы , чтобы могли молиться о нас, давать добрый совет и мудрые наставления в Духе и Истине, всем прихожанам надо поминать перед Господом не только своих родных, но и своего духовника, наставника, святого отца, чтобы было кому провести в храме Литургию, освятить Дары и совершать Причастие для нас и наших детей и в будущем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *