Чем пагубно смешение народов? Уроки Библии и современная реальность

В Библии рассказывается о том, что потомки Сифа и Каина (а это были дети Адама Евы) жили недалеко друг от друга. Но жили они раздельно: они были разного духа. Сифиты думали больше о Боге и меньше думали о земном. Они установили общественное Богослужение, а в остальном их жизнь была, скорее всего, самой простой, потому что Библия о ней ничего не сообщает. А каиниты были талантами и даже гениями по части усовершенствования своей земной жизни. Они были изобретателями самых разных наук и искусств. Но ни общественного поклонения Богу, ни, возможно, даже личного поклонения Ему у них не было. Они чем-то напоминали безбожных учёных и мастеров искусств последних столетий.

Отец каинитов, Каин, убил некогда своего брата Авеля за то, что тот был более угоден Богу, и дух братоубийцы сказался на его потомках. Библия называет каинитов «сынами человеческими», а сифитов — «сынами Божьими».

Но и «сыны Божии», видимо, соответствовали своему высокому имени не во всём. Прельщённые наружной красотой каиниток, они стали брать их себе в жёны. И таким образом началось смешение двух родов, которое закончилось растворением их друг в друге. Следствием было полное извращение человеческой природы Поэтому по мановению Бога произошёл всемирный Потоп, уничтоживший всех, за исключением одного праведника и его семьи, от которых произошло новое человечество. А праведника этого звали Ноем.

Спрашивается: почему следствием смешения двух родов стало извращение их человеческой природы? Почему, смешиваясь, не сифиты подняли до своего уровня каинитов, а каиниты опустили до своего уровня сифитов?

Ответ, думается, в том, что зло, в отличие от добра, не самодостаточно. Оно имеет паразитический характер. Предоставленное самому себе, оно обречено на ослабление и гибель. Для того чтобы жить и усиливаться, оно должно паразитировать на добре.

А добро потому и добро, что оно не паразитично по своей природе. Оно бескорыстно питает своими энергиями всё, что находит вокруг себя. Поэтому при смешении добрых людей со злыми последние усиливаются за счёт первых, а добрые слабеют, истощаемые злыми.

Развратив сифитов и сравняв их с собою, каиниты утратили в их лице нравственное начало, которое раньше соседствовало с ними и освещало их своим светом. С утратой же этого соседства их скольжение вниз стало неотвратимым.

Вот почему спасение добрых людей в их отделении от злых. Но если во времена истории Ветхого Завета, разделение между людьми, и тем самым, между добром и злом, было прочерчено межродовыми, а в последствии и межнациональными границами, то  где сейчас можно провести границу между добром и злом, между правдой и не правдой, между истиной и ложью? Где же проходит эта черта?

Да где угодно, иногда по периметру территории нашего храма, а иногда на метраже нашей жилплощади или быть может в учебном классе или в офисе. Очень непросто ответить на этот вопрос.

Однако есть место, где эта граница проходит всегда – это человеческое сердце. Человеческое сердце по своей природе доброе, оно источает добрые помыслы, которые облекаются в добрые слова, добрые слова претворяются в добрые дела, которые объимают всех, кто находится рядом. Однако, к человеческому сердцу, подобно вирусам и паразитам способны прилепляться злые помыслы, они также облекаются в слова (скверную брань), которые в свою очередь являют себя делами, злыми делами.

Наше с вами сердце это фильтр, способный отделять пшеницу  от плевелов, пропускать добро и отсекать зло. Но как необходимо очищать всякий фильтр, так необходимо очищать наше с вами сердце. И чем глубже и тщательнее чистка, тем более живоносным источником несущим добро оно становиться. Наше сердце – это передовая линии фронта, оно первым принимает удары врага. Давайте укреплять его твердой и живой  верой, молитвой и Таинствами, так, чтобы присущее ему естественное его свойство, которым является добро, укреплялось и усиливалось в нем, и дарило свет, тепло и радость окружающим нас людям. И чтобы это добро объединяло тех людей, в которых это добро есть, усиливая тем самым друг друга.

священник Алексей Кривицкий

Ответ на “Чем пагубно смешение народов? Уроки Библии и современная реальность

  1. Очень добрая, хорошая, поучительная и даже назидательная беседа. Спасибо!
    Добро самодостаточно… это да, по философски, по христиански. А вот в быту, думается мне, что добро должно быть «с коготками». Не имею ввиду зло, которое стремится паразитировать на добре, но предполагаю некую заострённость доброты, как бы иногда в виде горького лекарства, ведь доброта должна быть справедливой. Доброта не может быть исключительно «благом». Мы ведь помним, что Христос сказал, что благ только один Бог.
    Вот такое моё маленькое размышление в дополнение к этой теме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *