Отцы и дети. Родительский авторитет.

Со вступлением Христа в человеческую историю, дитя, по отношению к Богу и к обществу взрослых, приобретает качественно новое значение. Праведная жизнь ребенка поставляется на равне с праведной жизнью взрослых. Образы святых отроков: Артемия Веркольского, Параскевы Пиринемской поставляются в храме на равне со святыми образами взрослых подвижников.

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их. Мк. 10(14-16)». На этих словах из святого Евангелия, Церковь основывает свое отношение к детям. Сам Христос говорит «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им». Приходить ко Христу, значит приобщаться к Правде Божией, к добру. К добру не человеческого свойства ( ребенок получил 2, папа говорит: ты, что списать не мог? Наше добро, это очень часто завуалированная не правда, зло), а к добру, которое в своем основании имеет вечные, абсолютные ценности. Таковые, проявления которых, есть: праведность, честность, верность, мужественность, терпеливость, смирение, жертвенность и т.д.

Как ни парадоксально, но основным препятствием здесь, является ни школа, ни общество, ни государство, а родители ребенка. В той атмосфере семьи, в той системе ценностей, на которых настаивают родители, и построенных на их основе взаимоотношениях, между отцом, матерью и ребенком, просто не может присутствовать тихое дуновение Божественной истины и Божьей силы духа, силы сопротивления злу и силы приятия добра. И здесь речь идет даже не о семьях группы риска, а о самых обычных, т.н. «успешных», которые вне зрения соц. органов.

По словам свт. Димитрия Ростовского:  ребенок – это холст, на котором, нам дано изобразить прекрасную картину. Что же изображаем мы?

Живу в духе приобретения, потребления в духе устроения земного бытия. За нашим мещанством: ковриками, занавесочками, машинками, бытовой техникой, мельчает человек, мельчает родитель. А ведь для чада, мать и отец, изначально это Святые. Это те, через кого дитя может и должно приобщаться к великим ценностям. Родители это люди, которые должны зажечь не ложный маяк в жизни своего ребенка. Маяк, указывающий путь, путь единственно верный в нашем мятущемся житейском море.

Одной из основных причин проявления жестокости родителей по отношению к детям, является – потеря родительского авторитета. Как может сын уважать отца, который не выполняет своих отцовских функций, а именно функций главы семьи. Как часто отцы прячут голову в песок  при решении сложных семейных вопросов, отдавая право решения на откуп жене, чтоб только не трогали. Считая своим долгом обеспечить материально семью, папа, исключая себя из процесса воспитания, лишает ребенка должного примера, примера ответственности. Семья перестает быть патриархальной, формируется не естественное для нее начало.

Как может чадо уважать свою мать, когда она берет не свойственные ей функции управления семьей, пользуясь инфантильностью и равнодушием отца. При этом понукает, любоначальствует, и все силы направляет на создание материального комфорта. В то же время не реализует материнские задачи, а именно создание атмосферы духовного мира, тепла и уюта.

Часто дети становятся невольными свидетелями ссор, ругани, домашних застолий. Свидетелями сплетен, злых шуток, пошлых анекдотов и матерщины. И если это можно им, кто в глазах ребенка должен быть великодушным, примером добра, чистоты и правды, то разве нельзя мне? И вместо красивой картины, на холсте постепенно вырисовывается самолюбивое, эгоистичное, капризное существо. Младенческое «хочу, дай» приобретает осознанный и греховный характер. В итоге родители потерявшие авторитет, становятся просто не способными воздействовать на свое чадо словом. Их не слушают, их не слышат. Тогда в ход идет сила, перерастающая в жестокость.

 Должен сказать то, что у нас в храме такой проблемы, как жестокость к детям, не стоит ни у одной семьи. Хотя дети есть совсем не простые, а семьи и многодетные, и усыновленные. Проблемы нет не потому, что родители обладают какими-то педагогическими способностями, а потому что, они в глазах детей заслуживают непреложное уважение, за свою веру, за строгую и трезвенную жизнь, в отношении всей семьи и прежде всего к себе.

Однако, на мой взгляд, нельзя ставить знак равенства между такими понятиями, как сила и жестокость. Зарвавшийся молодой человек, наглость и дерзость, которого дошла до апогея, человека, который ни во что не ставит тех, кому он обязан всем, он просто требует того, чтобы в руках отца появился ремень и никакая ювенальная юстиция не вправе выкрикивать здесь что -либо о правах ребенка. Право целостной семьи должно быть в нашей стране приоритетным правом. Конечно, такую ситуацию, я рассматриваю, как исключение, а в жизни без исключений не бывает. Такое может быть наверно 1-2 раза за всю жизнь и ни в коем случае не должно становиться правилом. Если применение силы становиться нормой, то она теряет педагогический смысл и превращается в жестокость.

Говоря о профилактике, считаю, что в современной существующей системе кардинальное изменения ситуации не представляется возможным. Неповоротливая государственная машина, с ее громоздкой бюрократической системой не способна осуществлять индивидуальный подход в каждой конкретной ситуации. За бумагой не видно людей. Поэтому, одну из возможных мер, вижу в привлечении общественных организаций, заинтересованных и неравнодушных людей. Могу сказать, что Церковь, в меру своих возможностей, готова способствовать решению данной, а также прочих проблем связанных с вопросами семьи.

В завершении скажу, что рассматриваемая проблема, является лишь одной стороной многочисленных проблем, постигших российскую семью за последние годы. Для решения всех проблем в целости, считаю необходимым на общероссийском уровне, создать облик новой российской семьи, отличительными особенностями, которой должно стать духовное благополучие, в котором созидаются вечные ценности. Это задача всех нас.

священник Алексей Кривицкий

Ответ на “Отцы и дети. Родительский авторитет.

  1. Ни прибавить, ни убавить. Всё так. Но как далеко общей массе современного общества до построения таких крепких, благочинных семей! Сперва совершаются ошибки, потом приходит запоздалое прозрение , а за ним и страдание, которое как наждачка оттирает с души всю грязь и накипь скопившуюся годами, от гордыни, умствования, маловерия. Такая доля у человека, расплачиваться страданием за свои грехи и грехи своих родителей. И на чём ещё только держится мир? на какой крохе любви, оставшейся между людьми?
    Оттого-то на земле так мало мира, любви, благополучия и так много вражды, бедствий, болезней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *