Событие, которое вспоминает сегодня Святая Церковь, — это изгнания человека из Рая. Мы часто видим на картинах, на различных иконах образы сгорбленных от холода, страха и ужаса пред грядущей жизнью двух людей: Адама и Евы, покидающих небесный чертог Отца своего, Отца Небесного. Они покидают Рай в страхе лишения… И перед нами сегодня тоже закрываются двери, и начинается путь испытаний. Путь, в котором каждый из нас должен почувствовать в себе того самого Адама и ту самую Еву. Путь, в котором Господь не оставляет нас одних, Он всегда с нами. Мы слышали вчера с Вами в Евангелии такие слова: «Я с вами во все дни до скончания века». И на протяжении всей истории Бог был с человеком, и у Бога был приготовлен жертвенник, через который Он общался с человеком. Много что ложилось на этот жертвенник: и упитанные тучные тельцы, и золото, и серебро, и даже родной Сын Божий…
Сегодня же Господь ждет от нас на этом жертвеннике прежде всего молитвы. Пост — это время молитвы. Иногда хочется спросить: где же эта молитва, есть ли она у нас вообще? И себя я не забуду спросить об этом.
Вычитывание множество правил, канонов — всегда ли это является нашей молитвой? Время поста — это время молитвы. И Бог ничего от нас не ждет больше как молитвы. Мы все вступаем в пост, как в бой. Как когда-то в 1941-ом году московские бойцы, курсанты, будущий офицерский корпус были отправлены на передовую вместо экзаменов. Они шли на передовую в начищенных ботинках, в новых шинелях. Пройдя 85 км за сутки, их послали в самое месиво, и в течение двух месяцев они воевали с самой лучшей армией мира. Нужно было закрыть брешь в обороне у Москвы. И вот этих молодых, порой еще безусых солдатиков страна бросила в это месиво, где вместо звездочек на погонах, и орденов, был мокрый снег, перемешанный с грязью и кровью, были стоны раненых, был лязг гусениц и вой падающих бомб. Немцы прошли дальше, но им трудно дался этот бой. Из более чем 1500 курсантов в живых осталось около 200 человек. И они уже были не такими красивыми внешне, как прежде. Они не могли участвовать в парадах. Они шли на этот бой, ожидая каких-то подвигов, но подвиг их был в том, чтобы хотя бы просто выжить и задержать врага. И они выполнили свой долг, они победили.
Мы также вступаем в воды Великого Поста. Вступаем, чтобы просто поплавать – и попадаем в шторм, вступаем, чтобы достичь каких-либо духовных красот и высот, но встречаемся с собственной грязью, мы вступаем в пост, чтобы встретиться с Богом, но встречаемся лишь со стрелами лукавого. И порой с трудом, добитые, раздавленные доползаем до Пасхи. Но доползаем… Поэтому будем воевать честно, по-христиански.
Вступая в Великий пост, будем плакать, стонать, рыдать, обращаясь к Богу под тяжестью этой ноши. И эти стоны наши, крики, падения и восстания, — это все будет вклад в общую победу нашей Церкви. Пост — это борьба и молитва. И кто струсит, пусть не передает другим духа паникерства и расслабленности.
Пост – это еще и война с самим собой. В этой войне человек преодолевает самого себя. Задача человека увидеть не свою респектабельность, успешность в этой жизни. А задача- узреть в себе блудного сына или дочку, который пришел в себя и сказал: «Пойду вернусь к Отцу своему, ведь у него наемники живут лучше». Мы должны увидеть в себе мытаря, со слезами бьющего себя в грудь: «Боже, будь милостив и ко мне грешному». Или увидеть в себе Петра, трижды предавшего Господа, и, выйдя вон, плакавшего горько. Пост — это время, когда мы должны сломать своего человека, переломить себя, распластаться, упасть ниц перед «Единым на потребу» и возопить к Богу. Только так во внутренних муках и болях рождается христианин. Пост — это время познания себя. Это война с самим собой.
И первым пунктом на этом пути должно быть прощение и примирение. По глубокому и прозорливому слову нашего замечательного писателя Федора Михайловича Достоевского каждый из нас виновен, виновен перед всеми, и все виновны перед каждым. И это не просто красивые слова какого-то литературного героя – это антология нашей жизни, здесь каждый несет ответственность за то зло, за ту неправду, которую он творит в этом мире. И даже проходя мимо другого человека, если ты ничего не сказал, но имел в себе сердце темное и мрачное, унылое, то ты уже предал Бога и согрешил перед человеком. Поэтому сегодня мы будем просить друг у друга прощение. Жизнь без прощения — это кровная месть, это накопление исторических ошибок и предрассудков по отношению друг к другу. Это жизнь, когда можно жить в одном селе много-много лет и не здороваться друг с другом. Жизнь без прощения — это один сплошной Майдан.
И вот сегодня Святая Церковь призывает всех нас принести прощение. И главным примером всепрощения является наш Господь Иисус Христос, Он простил всех нас. И только приближаясь ко Христу, мы понимаем смысл, ценность и необходимость прощения. Прощение нужно просить и у Бога, и у ближнего. Но у Бога может быть просить прощение быстрее… проще… Вздохнуть заплакать и сказать: Господи, прости меня грешного. И Он услышит, и Он простит. А у людей может статься так, что приходится просить долго и упорно. Бог Един и ему может быть достаточно одного слова, а людей много и нужно к каждому подойти и сказать: простите меня грешного, простите меня грешную. И сегодня, произнося эти слова, скажем их не механически, а живо, осмысленно и прочувствованно. Аминь.
священник Алексей Кривицкий