Бог и богатство

В результате оптимальной коньюктуры рынка и высокой стоимости барелли нефти, одному богатому человеку удается крупная тогово-финансовая сделка. Все вырученные средства, путем сложных операций с подставными фирмами однодневками и подкупом нужных чиновников, этот богатый человек выводит в оффшор. Свершившийся факт отмечается торжественным банкетом, однако изношенное сердце уже не молодого богача, не выдерживает  гордости за свое величие и предприимчивость, и в сию же ночь Господь забирает душу безумного. А теперь риторический вопрос: кому же достанется то, что он заготовил?

“Богатство” — слово, которое на слух очень похоже на слово “Бог”. Современный эквивалент богатства – это акции, облигации, недвижимость и конечно деньги. «Хорошо, когда деньги есть, плохо, когда их нет» под этими словами подпишется 99% адекватных здравомыслящих людей. Деньгами жизнь созидается, деньгами же и разрушается. Деньги являются важнейшим фактором и стоят, точно не на первом, но думаю не дальше второго пункта в деле возрождения нашего села. Но также они являются предметом зависти и злобы для тех, кто их не имеет по отношению к тем, кто ими наделен.  На одного христианского мученика, часто приходится тысяча людей, которые чрезвычайно мучаются без презренного металла. После падения коммунизма многие ждали от православия оправдания богатства, кивая на то, что западным христианам, богословы такое оправдание дали. Так сделайте нам, отцы святые, по-западному, подсобите в переходе к рыночной экономике.

Однако, при ближайшем рассмотрении Запада выяснилось, что и там лишь меньшинство богословов защищает богатство и богачей. Большинство же американцев вовсе не готовы сделать все, что угодно, ради богатства, и вовсе не почитают богачей новыми святыми (к глубокому сожалению основателя религии денег Адаму Смиту).

При ближайшем же рассмотрении России выяснилось, что никакого особого церковного благословения на обогащение не нужно. Кто стремится к богатству, тот делает это, не дожидаясь благословения и даже вопреки проклятиям. Кто не умеет богатеть, не разбогатеет, даже если его на это дело благословит вселенский собор.

Богатый всюду, не только в России, но и во всем мире, кажется подозрительным. Богатство не только в России увязывается с жлобством, хамством и чванством, а к тому же и мошенничеством и безнравственностью. Есть, конечно, российская специфика: наши богачи все сплошь Обломовы, а беднякам на это жаловаться грех, потому что и нищета наша от обломовщины.

Церковь лучше всех знает о пороках бедности, потому что с богатыми она встречается на парадных презентациях и в роли просительницы, а бедные льнут к ее тощему вымени, обнаруживая невероятное хамство, горделивую обидчивость.

Бедность не есть святость, о чем навеки напоминает “блаженны нищие духом”, — переживающие из-за недостатка Духа, а не денег. По крайней мере одной чертой святость больше похожа на богатство (и Царство Божие Христос сравнивал с богатством, с золотом и жемчугами, с торговлей и капитализмом, а не с нищетой): святость, как и богатство, зависит от человеческой воли, а бедность зависит от безволия.

Святым становятся, раздавая свое имущество, бедняками становятся, судорожно и неумело пытаясь имущество накопить. Быть богатым или святым зависит от человека, быть ли человеку бедняком, решают за него. Бедному трудно стать святым, потому что бедность противоположна святости. Богатому невозможно стать святым именно потому, что богатство и святость слишком близки.

Бог есть источник изобилия, и поэтому изобилие часто путали с Богом; культ плодородия — древнейшая и самая устойчивая форма идолопоклонства. Нищему трудно стать святым, потому что нищему всё трудно, даже почистить ботинки. Нищий не хочет, не может или разучился пахать, работать, служить. Богатому трудно стать святым, потому что он взялся служить слишком великой цели, поглощающей всю возможную энергию человека. “Никто не может служить двум господам … Не можете служить Богу и маммоне” (Мф. 6, 24). Богачу нельзя пройти в Царство Небесное, как верблюду нельзя пройти в игольное ушко, как бы он ни пытался. Бедняку нельзя пройти в Царство Небесное, как нельзя нитке пройти в игольное ушко, если нитка лежит без движения.

Богатство есть лишь одно из искушений человеческих; почему же Евангелие так подчеркивает опасность именно богатства, а не красоты или ума? Потому что богатство, в отличие от красоты или ума, приобретается. Соответственно, и гордиться богатством несравненно соблазнительнее, нежели даже королевским происхождением, ведь тут человек гордится собственными усилиями. Церковь снисходительно относится к богачам  и более чем снисходительно относится к беднякам, предпочитая видеть в бедности “не порок”, обездоленность, и не напоминать, что бедность — и не всегда добродетель, итог часто не честности, а уныния, лени и глупости. Церковь отводит богатству и деньгам то место в жизни, которое они и должны занимать. И никакое другое.

Церковь занята борьбой не с бедностью или богатством, и благословением не богатства или бедности, а борьбой с ханжеством и благословением веры, надежды и любви, — трех сокровищ этого мира, которые с одинаковым трудом даются и бедным, и богатым, и которые одни одинаково нужны всяким людям.

 священник Алексей Кривицкий

3 ответа на “Бог и богатство

  1. Богатый тот, в ком много Бога, а у кого много денег — тот денежный 🙂
    Мудрый русский народ не только правильно выражает свои мысли в слове и правильно его использует, но и точно замечает, метко характеризуя, что происходит в жизни, Например, что из трудов праведных — не построишь домов каменных, но и в каменных домах живут праведники.
    Истина же, в словах Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего, что удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. А уж, извините, священнику, писать такую отсебятину, что Христос сравнивал Царствие Божие, в частности с «торговлей и капитализмом» ….. это вообще, что-то запредельное. Вам, Алёшенька, самому-то не страшно? (Откровение.Гл.22, 18) Если вы провоцируете читателей на беседу, заведомо указывая ложные тропки и так вызывая на спор, то скажу вам, что так делать может журналюга, падкий на сенсации, провокатор, подсевший на форуме в интернете, священнику же так проповедывать — НЕ ДОПУСТИМО !

  2. «Богатому невозможно стать святым именно потому, что богатство и святость слишком близки».
    Хотелось бы уточнения, какую близость можно обнаружить между богатством Ротшильдов и Рокфеллеров и святостью Серафима Саровского?
    Я , наверное, окончательно ослепла и нуждаюсь в той же мази для глаз, в какой когда-то нуждалась Мария Магдалина, ибо я вижу тьму и противоположно ей — свет, и между ними — антагонизм.
    Алёшенька, спаси тебя Господи!

  3. «Святым становятся, раздавая свое имущество, бедняками становятся, судорожно и неумело пытаясь имущество накопить»

    Совсем не факт, что раздав ( или утратив ) своё имущество человек станет святым, но для накопления имущества стопроцентно необходимо проявлять чудеса экономии, бережливости, упорного труда и долголетнего терпения. Если параллельно с этими человеческими свойствами к накоплению добродетелей присоединится и трудолюбивая душа, то полагаю, что к своему времени и душа будет в святости и человек в достатке. Помоги нам Господи. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *