Сельский приход. Исследование ситуации на примере Пинежского благочиния

В 2011 году святейший патриарх Кирилл определил, что приходское служение является одним из приоритетных служений Церкви. На архиерейском соборе того же года были приняты соответствующие решения способствующие более последовательно  и систематично осуществлять вне богослужебную жизнь церковных приходов. Задачей стало то, чтобы приходская жизнь вне храма стала нормой, а не исключением. И сегодня можно увидеть много достойных примеров, когда церковная жизнь выходит за ограду храмовой территории и осуществляет себя в катехизаторском, социальном и молодежном служении.  

Реализация церковно-приходской жизни имеет достаточно много условий способствующих или напротив усложняющих эту задачу. К этим условиям можно отнести и местоположение храма-прихода. Обычно в церкви, как в жизни, существует два типа жителя сельский и городской. Различия сельского и городского прихожанина обусловлены той средой в которой они обитают.

Городской прихожанин посещая храм, посещает духовный, культурный оазис. Оазис который четко контрастирует с окружающей яркой, но раздражающей и внутренне разрушительной действительностью. Это человек, часто истосковавшийся по тишине,  внутреннему ладу и гармонии. Церковная жизнь для него это попытка ухода из мира человеческого в мир Божий, где каждый новый человек это единоверец и единомышленник.

На селе человек, даже после всех исторических ломок, сохранил некоторую внутреннюю здравость, такую как приверженность к труду, к земле. Способность существовать за счет даров природы. Рожденный и выращенный на лоне природы, сельский житель, хотя часто и неосознанно, но в тоже время впитал дух красоты творения Божия. Хотя нужно сказать, что с каждым годом, это благое влияние на сельского жителя ослабляется по причине все большей перемены ценностей, от традиционных к современным. Да и деревня сегодня это не сплоченное трудовое хозяйство, а брошенная и запущенная земля, закрытые и разоренные предприятия, и люди, потерянные и забытые, государством и властью, но не забытые Богом.

Пинежский район, Пинежское благочиние – это родина многих святых: св. пр. Иоанна Кронштадтского,  св.пр. Артемия Веркольского, место подвигов прп. Макария Красногорского  и место упокоения прп. Никона Оптинского.  По территории занимает порядка 32 тыс. кв. км. , что соответствует территории Бельгии. Протяженностью с севера на юг в 339 км. Население района на сегодня составляет 25 тысяч человек. Хотя даже в 1885г. население района составляло 28,5 тыс. человек. А за прошедшие 20 лет район потерял с 41,5 тыс. в 1993г. по сегодня 16,5 тыс. чел. Средний возраст жителя Пинежья 48 лет, с каждым годом увеличивается, т.к. преобладающее количество пожилых людей. При  этом продолжительность жизни среди женщин выше среднего достаточно высокая 73 года, а среди мужчин в среднем 60 лет.

Отсутствие производств, упадок сельского хозяйства, неразвитая инфраструктура, сложная демография делают очень непростой жизнь на Пинежье.

Церковно-приходская жизнь зародилась сразу же с появлением на этой земле первых христиан, еще в конце 14 века и существовала вплоть до советской власти. Приходы, представляли из себя, территориальные единицы объединенные в волости, с возложенными на них государственно-регистрационными функциями. Помимо этого, некоторые  приходы имели яркую специфику в своей церковной деятельности. Так Чухченемский приход был славен своими переписчиками книг, а Пиринемский почитанием и сохранением мощей в будующем прославленной святой отроковицы Параскевы. Сурский приход приобрел известность благодаря деятельности св. пр. Иоанна Кронштадтского.

В настоящее время положительным явлением в жизни района, является возрождающаяся церковная жизнь. Сегодня на территории благочиния действует 19 храмов и часовен, и еще 7 восстанавливаются или строятся заново.  При строительстве храмов или часовен преобладают постройки, с квадратной в плане клетью (четвериком), двускатной крышей с 1, 2-мя или 3-я куполами,  небольших по объему, деревянных церквей.

Известно, что на территории благочиния расположено два монастыря: Свято – Артемиево Веркольский мужской монастырь и женский  монастырь св. пр. Иоанна Кронштадтского на родине праведника в с. Сура.

Существующие приходы можно условно отнести к следующим типам:

1)     приходы являющиеся подворьями св. Артемиево Веркольского монастыря.

2)     Самостоятельные приходы, имеющие своего настоятеля.

3)     Приходы находящиеся в духовном окормлении настоятелями других храмов или священниками благочиния.

Деление это достаточно условно, т.к. каждый храм, находящийся  в определенном селе или деревне, территориально концентрирует вокруг себя инициативных прихожан, которые несут практически всю ответственность за деятельность прихода. Они же, (при отсутствии штатного) приглашают священника для проведения богослужений и иных мероприятий, связанных с жизнью прихода и имеют широкую свободу действий в плане реализации церковно-приходской жизни.

Количество прихожан в Пинежском благочинии составляет 424 человека, что значит 1.7% от общего количества  жителей. Естественно цифра эта не статична, она изменяется, но все же на нее можно с уверенностью опираться, потому что колебания ее незначительны и не повлияют на картину в целом.

Подавляющее большинство прихожан женщины, средний возраст  прихожан 55 лет.

По типу прихожан, приходы можно разделить на два вида, а именно по характеру исторического происхождения населенного пункта в котором тот или иной приход находится.

1)           Село, деревня и поселения с вековой историей. Здесь на протяжении многих поколений проживают коренные жители Пинежья. История населенного пункта, с глубокими традициями отражается на характере, темпераменте и мировосприятии людей. Возраст прихожан, в этой группе, как правило немного больше, чем в среднем по пинежью. Имеет сильное влияние психологический фактор памяти прежней жизни в советский период. Для многих жителей этих населенных пунктов, еще живы воспоминания о разрушенных и разоренных храмах, существовавших до Советской власти, поруганной вере, а многие или сами лично или их предки принимали участие в разорении. Поэтому обращение к вере здесь осуществляется особенно тяжело, воцерковление долговременно. Внешне не эмоциональные и сдержанные в чувствах верующие имеют сугубую склонность к обрядовости и поверхностному восприятию веры.

 Однако, нельзя не отметить большую благорасположенность и уважение ко священникам и всем лицам духовного звания. Слово Божие и проповедь принимают открыто и просто.

2)           Поселения созданные во второй половине прошлого века. Здесь проживают приезжие из бывших республик СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Молдавия), а также из других регионов России. Церковным приходам в таких населенных пунктах характерен более молодой возраст прихожан, в следствии чего, более высокая активность церковно-приходской деятельности. Однако в связи с тем, что приходы в таких поселениях стали появляться относительно недавно, степень воцерковления  не высока и количество причастников в обеих группах примерно одинакова, что составляет по большим праздникам 70-80% от общего количества прихожан.

  В благочинии совершается порядка 100 – 110 богослужений (Божественных Литургий) в год в среднем на каждый приход. Также совершаются необходимые для духовной жизни Таинства, в т.ч. Таинство Святого Крещения. В 2013 г. было крещено 95 человек, причем с каждым годом количество крещаемых падает, по причине увеличения требований подготовки к кандидатам в крещаемые и крестные.

Одной из основных проблем приходов является организация внебогослужебной жизни. Проблема включенности прихожан в небогослужебную жизнь не нова. Сама суть приходской жизни подразумевает наличие коллективно разделяемых интересов, не ограничивающихся участием в богослужениях. Однако, во многих храмах не сложились активные приходские общины,  с внебоголужебной жизнью. Очевидно, такая ситуация существует, как следствие отрыва верующих от обыденной приобщенности к Церкви, истоки которого относятся к Советскому прошлому. Наша церковная жизнь индивидуализировалась, стала делом сугубо личным. Каждый живет и подвизается сам по себе, а поэтому часто не может даже воспринимать другого духовного опыта. Однако, следует отметить усилия настоятелей приходов и священников благочиния в деле воцерковления населения. Так, предпринимаются шаги в деле катехизации паствы, проводятся катехизаторские беседы, где рассматриваются вопросы связанные с вероучением (таинствами, догматами), богослужениями, актуальными проблемами прихода; существует практика совместных трапез. И несомненно то, что каждый приход за время своего существования приобрел определенный опыт. И задача сегодня этим опытом поделится.

Очевидно то, что далеко не на каждом приходе может сложиться та или иная форма внебогослужебной приходской жизни. Где то, так и не удалось организовать воскресную школу, зато там есть хороший клирос, а на другом приходе научились разговаривать с сектантами, а где то смогли организовать социальную деятельность. Я думаю, что одной из первых задач в организации приходского служения в благочинии могло бы быть определение специфики каждого прихода. Для этого нужно реально оценить материально-технические, человеческие возможности, вероятно, в чем-то оказать поддержку. Зачастую храм может реализовывать одну, две серьезные инициативы, и трудно разделить их отдельно на миссионерскую, молодежную или социальную работу. Это нельзя не учитывать. И пусть в каждом случае будет развиваться что-то свое, главное — обеспечить высокий уровень и стабильность.

Несомненным плюсом в деле организации церковно-приходской жизни может стать практика «шефства», городских приходов над сельскими. Подобная практика может выражаться в совместных богослужениях, проведении церковных праздников, в т.ч. вне храма. Совместной катехизации  и множестве иных мероприятий способствующих взаимному обогащению, духовному сближению, укреплению и утверждению в вере через единую духовную среду.

На лоне природы Каин убил Авеля. И потом построил город. Сегодня Каин стремится уничтожить саму среду, изгнать человека из его естественной среды. Имен у этого Каина сегодня много. Это даже не имена это идолы, кумиры сегодняшнего дня, такие как: рентабельность, экономические показатели, конкуренция. На них молятся. Однако забыто о душе, забвению предан человек. И в современной системе бытия, устроенной человеком, только Церковь Божия, существующая не  «потому что», а вопреки всему, имеет потенциал возрождаться из не бытия. И наша вера, наша история не дает нам оснований сомневаться в этом. И конечно сегодня, с болью вглядываясь во  всю сложность ситуации сложившейся на Пинежье, на Русском Севере, в России, понимаешь, что изменения возможны только благодаря чуду, чуду Божию. И у этого чуда, есть предпосылки, которые дают нам надежду. Это жизнь больших и малых, сельских и городских приходов. Активная, набирающая ход, движимая сердцами  не равнодушных, но живых Божиим Духом людей приходская жизнь.

священник Алексей Кривицкий

Ответ на “Сельский приход. Исследование ситуации на примере Пинежского благочиния

  1. Очень обстоятельное , на высоком уровне исследование, отлично обрисовывающее положение дел в Пинежье. Читала с большим интересом. Картина экономического упадка, промышленного запустения и замирающей жизни села, напоминает печальное положение дел на всём бывшем постсоветском пространстве. Отрадно, что ваша церковь усердно работает над реализацией задач поставленных перед православной церковью Патриархом Кириллом, что ваша церковь и вы в том числе, уважаемый о.Алексий, не смотря на все трудности, анализируете ситуацию, держите её под контролем, ищете пути выхода из существующего положения, радует, что вы своей деятельностью вселяете надежду в прихожанах на возрождение жизни на селе. Есть такая сказка про лягушку, что попала в кувшин с молоком и так долго била лапками. что сбила кусочек масла и взобравшись на него выбралась из кувшина. Желаю вам всем совместными усилиями сбить такой же кусочек масла и выбраться из тех стеснённых обстоятельств в котором сейчас находится церковь и её прихожане, весь Пинежский район. Побольше вам активных и не равнодушных! Помоги вам Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *